Техника печатания оттисков стара как мир и, очевидно, первыми печатями служили (и по сей день служат) человеческие руки и ступни. Попробуйте обмакнуть в гуашь пальцы и изобразить с помощью отпечатков… цветок-ромашку, павлина (ладонь – туловище, пальцы - хвост), собаку. Пробегитесь босиком по краске, а затем по чистому листу ватмана – вы даже не представляете, какие фантастические композиции получатся.
Как это делается
Материалы | Красная рука |
![]() | ![]() |
Зеленая рука | Синяя рука |
![]() | ![]() |
Желтые пальцы | |
![]() |
Материалы | В процессе изготовления печатей |
![]() | ![]() |
Печати готовы к работе | Печати поработали. Далекая галактика |
![]() | ![]() |
Если чернила заменить акриловой краской, то оттиски можно делать и на дереве, и на стекле, и на ткани. Можно воспользоваться, например, акрилом для дизайнерских работ и для ткани от «Олки-арт» (С.-Петербург).
2. Пузырек туши и мыло (а также плотную бумагу, краски или масляную пастель, широкую кисть, зубочистку или перо) объединяет замечательная техника под названием граттаж (от фр. gratter – «царапать»).
Удовольствие от работы в этой технике сравнимо с археологическими раскопками и расшифровкой пиктограмм.
Этап первый: бумагу полностью закрашиваем масляной пастелью (не путать с сухой!) разных цветов.
Этап второй: добавляем в черную тушь жидкого мыла (на глаз), и этой смесью покрываем только что закрашенный лист, даем высохнуть.
Как вариант можно использовать черную гуашь – кому-то такой способ наверняка понравится больше.
А вот теперь самое интересное – этап третий: берем зубочистку (или перо, отточенную палочку) и… процарапываем рисунок по туши.
У нас на глазах из-под мрачного черного слоя проступают радужные контуры.
Как это делается
Материалы | Готовим радужную основу |
![]() | ![]() |
Смешиваем тушь и мыло (пропустить, если пользуетесь гуашью) | Закрашиваем основу |
![]() | ![]() |
Готовы царапать | Тайный мир |
![]() | ![]() |
Давайте полюбуемся на созданные нами радужные миры и картофельно-веревочные галактики.
3. Гуашь в сочетании с силикатным клеем позволяет создавать на бумаге настоящие витражи.
Работа проходит в два этапа. Сперва нужно создать контуры рисунка, для этого в пузырек клея примешивается примерно чайная ложка черной гуаши (сперва нужно смешать в чашке гуашь с небольшим количеством клея, затем влить смесь в пузырек), смесь тщательно взбалтывается. Теперь ей можно рисовать на бумаге – получаются черные выпуклые контуры. Рисунок нужно отложить до полного высыхания (на это может уйти до 24 часов). Когда контуры высохли, пространство между ними раскрасьте любыми красками: гуашью, акварелью, цветными чернилами или просто фломастерами.
Вообще, техника резервирования контуров (которые отделяют участки разных цветов и не позволяют краскам смешиваться) имеет много вариантов: резервным составом может служить не только подкрашенный клей, но и клей без добавок (тогда контуры будут бесцветными), свечка, масляная пастель – словом, все, что отталкивает воду и чем можно рисовать.
Как это делается
Материалы | Смешиваем тушь и клей |
![]() | ![]() |
Рисуем контуры клеем | После высыхания раскрашиваем |
![]() | ![]() |
4. Силикатный клей и песок (или манка) способны творить чудеса
Говорят, что японские дети приносят с собой в песочницу листы бумаги и клеевые карандаши. Карандашом рисуют «каляку-маляку», потом рисунок прижимают к песку – на бумаге остаются следы. В общем, технология проста и понятна. Вместо клеевого карандаша можно пользоваться клеем из пузырька и кисточкой, а подсохшую картину можно еще для пущей выразительности раскрасить.
Дина Абеле. Кривая, коллография.
5. С помощью акварельной (или гуашевой) краски и кухонной скалки рождаются картины в технике монотипии.
Вы усмехнулись при слове «картины»? Напрасно. На IV Новосибирской биеннале графики по меньшей мере треть работ представлены в этой технике. Так что дело серьезное: берем лист акварельной бумаги, изображаем на нем нечто изящное (цветок, бабочку, облако), накладываем на рисунок еще один лист и прокатываем скалкой. Изображение на нижнем листе словно отразилось в воде – расплылось, задрожало, стало более мягким.
Как это делается
Материалы | Рисуем розу |
![]() | ![]() |
Накрываем листом и прокатываем скалкой | Два нежных цветка |
![]() | ![]() |
Кай-Май Олбри Каарна. Сад любви II | |
![]() |
Чернила и соломинка для сока позволяют создавать причудливые, «колючие» формы, которые ваша фантазия может распознавать как деревья, звезды, морских ежей, кактусы и чертополох. Капаем на лист плотной бумаги цветные чернила и дуем на них в соломинку под разными углами. Такая техника называется кляксография.
Материалы | Капаем чернила |
![]() | ![]() |
Дуем на чернила. Мексиканский кактус | |
![]() |