Да, а как же домашнее воспитание?" - возможно, спросите вы теперь. "Разве оно больше не нужно? Все долой?" Нет, оно не лишнее, наоборот. Дети учатся путем имитации у окружающих. Где, как не дома, малышей можно познакомить с употреблением слов "пожалуйста" и "спасибо", научить говорить "здравствуйте" или "до свидания", показать, как стучать, если дверь закрыта, как слушать, когда говорят другие или мы сами? В первые годы жизни закладываются основы добрых человеческих отношений между людьми и фундамент умения дружески общаться. Но все-таки не обходимо в общении, а не по принуждению изучить все милые слова и жесты - они приятны для людей и дают возможность естественно и свободно общаться друг с другом.
Психологи видят опасность в том, что у детей часто воспитывают "слепое" чувство вежливости, из-за чего в дальнейшем они попадают в ситуации, когда им труднее защитить себя. К сожалению, мы должны признать, что не все взрослые хорошо относятся к детям. И это одна из причин, почему рекомендуется втолковывать детям с раннего возраста, чтобы они обращались к чужим людям "фрау Шмидт" и "господин Вольф" вместо того, чтобы говорить всем "тетя" и "дядя", как было принято раньше. Кроме того, хорошо, если ребенок умеет дружески, но вполне твердо сказать "нет". Это не только лучше защитит детей, пока они маленькие - "нет, я с тобой не пойду, потому что я тебя не знаю!", но и убережет их от многих проблем, когда они станут взрослыми. Многие люди говорят "нет" так неумело, что либо все время идут на какие-либо уступки, страдая от этого, либо отказываются от чего-либо так грубо и оскорбительно, что это действительно нельзя назвать хорошим тоном.
Основа для правил хорошего тона закладывается уже в первые годы жизни, независимо от того, идет ли речь о пользовании столовыми приборами, о корректном соглашении в споре или же оказании дружеской помощи. Ни один учитель танцев не может за одно-два занятия научить основным элементам. И надежды отца, шутливо грозящего указательным пальцем: "Вот, подожди, пойдешь на урок танцев, там они научат тебя манерам", не имеют в этом случае смысла. В школе танцев могут привить только то, что существует как "приданое" хорошего поведения. Никто не может вдруг превратить хулигана в сказочного принца. Всем, кто уже в раннем возрасте имел возможность общения, легче удается потом применять правила поведенческой